Мотокультиваторы, агрегаты мощностью до 4 л .с., массой не более 70 кг . Эта техника - для дачного огорода, небольшого приусадебного хозяйства, в общем, для обработки "поляны" размером около 10 соток. Мотокультиватор - подмога, скорее, не крестьянину, а дачнику, у которого и пользуется спросом.
Мотокультиваторы - специализированные, "одноцелевые" в идее своей машины для обработки почвы на глубину не более 250 мм . Хотя сейчас некоторые производители предлагают широкую гамму навесного оборудования для мотокультиваторов, приводимого от дополнительного шкива. Утверждается, что ваш механический помощник решит проблему окучивания и прополки грядок, заменит сенокосилку или перекачает воду, даже потянет прицеп (для чего придется-таки сменить фрезы на колеса) или плуг. Но не стоит гнаться за тракторной универсальностью мотокультиватора.
Мотокультиватор "Крот" - одно из первых отечественных изделий малогабаритной сельскохозяйственной техники предназначенное для неглубокой обработки (фрезерования без оборота пласта) почвы, её рыхления, боронования, выравнивания, прополки междурядий и других работ на личных приусадебных, огородных и садовых участках.
Все операции по обработке почвы осуществляются с помощью рабочего органа мотокультиватора - фрезы (роторов с ножами специальной формы). Крутящий момент от двигателя через клиноременную передачу, шестерни и звёздочки с цепью передается на вал редуктора с закрепленными на нем роторами.
Ножи роторов при вращении отрезают пласты почвы, крошат и перемешивают их, одновременно вызывая поступательное движение мотокультиватора вперед.
Достоинством фрезы в сравнении с плугом является лучшее рыхление почвы, измельчение и заделка измельченной сорной растительности, а также равномерное перемешивание с почвой органических и минеральных удобрений по всей глубине обработки.
Применение мотокультиватора возможно также на тяжелых почвах, при обработке целинных участков.
Мотокультиватор сравнительно прост в обращении, не требует больших помещений для хранения, незначительная масса и габариты позволяют его транспортировку в багажнике или в салоне легковых автомобилей.
Для расширения функциональных возможностей мотокультиватора разработаны дополнительные навесные орудия, с помощью которых он может выполнять: окучивание, прополку междурядий, подачу воды из открытых водоисточников, скашивание травы и т.д. (см. приложение 3).
Мотокультиватор предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом. Температура воздуха при эксплуатации от плюс 1оС до плюс 40оС.
Срок службы Вашего мотокультиватора значительно увеличится, если Вы будете строго соблюдать все правила по эксплуатации, техническому обслуживанию и хранению, указанные в настоящем руководстве.
Не спешите сразу использовать мотокультиватора на полную мощность - помните, первые 15 часов работы являются периодом приработки. Поэтому один и тот же участок лучше обработать за несколько проходов, постепенно увеличивая глубину обработки.
В процессе работы пространство между роторными ножами и корпусом редуктора может забиться камнями, корнями, проволокой и т.п. предметами. В этом случае, во избежание повреждения клинового ремня, немедленно выключите мотокультиватор и удалите застрявшие предметы.
Если в почве будет попадаться много мелких камней (корней), уменьшите скорость вращения роторных ножей.
Транспортировку мотокультиватора в багажнике или салоне автомобиля, с целью предотвращения выливания масла из редуктора и попадания масла в воздушный фильтр, осуществлять только в вертикальном положении.
УСТРОЙСТВО
МК-4 состоит из следующих основных составных частей:
Средние мотоблоки умеют делать все то же, что и легкие (с большей производительностью), а кроме того - бороновать, пахать, добывать картофель с помощью специальных выкапывателей, работать в паре с генератором, пилой, опрыскивателем. И, самое главное, мотоблоки могут "таскать" прицеп массой до полутонны.
Тяжелый класс мотоблоков - орудия профессионалов (кстати, дачники ведь тоже могут быть таковыми). Мощность - более 6 л . с., масса - от 100 кг . Трансмиссия "тяжелых" мотоблоков аналогична тракторной; существует блокировка дифференциала. Кроме того, крутящий момент от двигателя передается через механический редуктор на вал отбора мощности, который, в свою очередь, служит приводом навесного оборудования (как-то: фреза, косилка и т.п.). Так удается добиться высокого качества обработки почвы независимо от скорости движения мотоблока.
Еще одно качественное отличие мотоблока от мотокультиваторов в том, что вал отбора мощности для использования таких навесных устройств, как активные фрезы или консольная косилка, возможен только на мотоблоке. Потому что принцип использования навесного оборудования у мотокультиваторов иной. При смене оборудования происходит перестановка двигателя с одного устройства на другое, а в классе мотоблоков расширение возможностей происходит именно при навешивании дополнительного оборудования на основной агрегат. Поэтому высокая стоимость мотоблока позволяет пользоваться такими техническими возможностями, как более мощный двигатель, сложная, но более функциональная трансмиссия, увеличенное количество сервисных функций и наличие коробки передач.
На все мотоблоки устанавливают сейчас двигатели и отечественного, и импортного производства, поэтому покупателя часто мучает вопрос: что выбрать? Импортные агрегаты дороже, но это окупается мощностью, экономичностью, легкостью пуска и, самое главное, надежностью. Мотоблоки и мотокультиваторы с отечественными двигателями берут, в основном, в провинции, в расчете на ремонт своими силами. Мотоблоки и мотокультиваторы с импортными двигателями нашли приверженцев в столичном регионе, недалеко от дилеров и специализированных мастерских.